Материалы

Подшипник скольжения — опора или направляющая механизма или машины, в которой трение происходит при скольжении сопряжённых поверхностей. Радиальный подшипник скольжения представляет собой корпус, имеющий цилиндрическое отверстие, в которое вставляется рабочий элемент — вкладыш, или втулка из антифрикционного материала и смазывающее устройство. Между валом и отверстием втулки подшипника имеется зазор, заполненный смазочным материалом, который позволяет свободно вращаться валу. Расчёт зазора подшипника, работающего в режиме разделения поверхностей трения смазочным слоем, производится на основе гидродинамической теории смазки.

При расчёте определяются: минимальная толщина смазочного слоя (измеряемая в мкм), давления в смазочном слое, температура и расход смазочных материалов. В зависимости от конструкции, окружной скорости цапфы, условий эксплуатации трение скольжения бывает сухимграничнымжидкостным и газодинамическим. Однако даже подшипники с жидкостным трением при пуске проходят этап с граничным трением.

Смазка является одним из основных условий надёжной работы подшипника и обеспечивает низкое трение, разделение подвижных частей, теплоотвод, защиту от вредного воздействия окружающей среды.

Смазка может быть:

Наилучшие эксплуатационные свойства демонстрируют пористые самосмазывающиеся подшипники, изготовленные методом порошковой металлургии. При работе пористый самосмазывающийся подшипник, пропитанный маслом, нагревается и выделяет смазку из пор на рабочую скользящую поверхность, а в состоянии покоя остывает и впитывает смазку обратно в поры.

Антифрикционные материалы подшипников изготавливают из твёрдых сплавов (карбид вольфрама или карбид хрома методом порошковой металлургии либовысокоскоростным газопламенным напылением), баббитов и бронзполимерных материаловкерамики, твёрдых пород дерева (железное дерево).

Классификация

В основу классификации положен анализ режимов работы подшипников по диаграмме Герси-Штрибека.

Подшипники скольжения разделяют:

  • в зависимости от формы подшипникового отверстия:

        одно- или многоповерхностные

        со смещением поверхностей (по направлению вращения) или без (для сохранения возможности обратного вращения)

        со смещением или без смещения центра (для конечной установки валов после монтажа)

  • по направлению восприятия нагрузки:

        радиальные

        осевые (упорные, подпятники)

        радиально-упорные

  • по конструкции:

        неразъемные (втулочные; в основном, для I-1)

        разъемные (состоящие из корпуса и крышки; в основном, для всех, кроме I-1)

        встроенные (рамовые, составляющие одно целое с картером, рамой или станиной машины)

  • по количеству масляных клапанов:

        с одним клапаном

        с несколькими клапанами

  • по возможности регулирования:

        нерегулируемые

        регулируемые